Чтиво Не знаю, чего хочу

Тема в разделе "Психология, Эзотерика", создана пользователем gam, 7 июн 2019.

  1. gam

    gam Джедай

    Регистрация:
    14 апр 2015
    Сообщения:
    956
    Симпатии:
    2.505
    Каждый из нас, в свое время, сталкивался с ситуацией, когда привычный ход вещей сменяется апатией и утратой интереса к активной жизни и в целом. Кто-то пребывает в этом состоянии недолго, у кого-то же состояние «пресного бытия» может длиться неделями, месяцами, а то и годами. Так или иначе, ощущение потери «цели в жизни» нам всем знакомо.

    Если подходить к проблеме системно, то ее можно условно разделить на несколько этапов:

    ЭТАП 1 – ВОЗВРАЩЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    На этом этапе неплохо бы осознать, что ответственность за решение этой проблемы лежит только на нас. Не на жене, муже, родителях, психологе, тренере личностного роста, государстве, судьбе, а именно на нас.

    Если вы с этим не согласны, то у меня для вас плохие новости: все вышеперечисленные люди и явления находятся вне зоны нашего управления, соответственно, мы ничего не можем изменить и единственное, что можем, это сидеть и надеяться на «лучшее». Устраивает такой вариант? Если нет, идем дальше.

    ЭТАП 2 – РЕАНИМАЦИЯ ИНТЕРЕСА ИЛИ «ПОЧЕМУ МНЕ СКУЧНО И Я НИЧЕГО НЕ ХОЧУ»

    Вот мы уже осознаем, что решать проблему нам самим и, в принципе, согласны с этим, но что дальше? А теперь разберемся почему «сдохла кошка», то есть куда пропал интерес.

    Первое и главное, с чего стоит начать, это определить когда и как появляется интерес. Многие делают распространенную ошибку: они пытаются найти интерес внутри себя, пишут анкеты, ходят к тренерам «головного мозга», которые точно расскажут, какое у вас призвание.

    Да, этот путь не лишен смысла – интерес действительно мотивирует к деятельности и «подогревает» ее, однако важно сказать, что это справедливо только когда УЖЕ БЫЛ ОПЫТ деятельности, причем не просто деятельности, а ОСОЗНАННОЙ.

    Другими словами, вам не могут быть интересны, например, катание на сноуборде или на лыжах пока вы это не попробуете. Да, вы можете предвосхищать интерес и удовольствие при развитом воображении, но это будут лишь предположения, а не факт.

    Аналогично, если деятельность вам кажется неинтересной, но вы ей никогда не занимались – это лишь ваше ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Поспрашивайте ваших знакомых: сколько из них нашли новые интересы запланировано, а сколько обнаружили их «внезапно» в новой и, на первый взгляд, не сильно привлекающей деятельности.

    Некоторые скажут, что, даже имея много интересов, бывает «ничего не хочется». Это тоже весьма занимательный самообман – вероятнее всего вы сейчас занимаетесь деятельность которая вам не очень интересна, а другие вы временно обесценили в пользу «более важной». В такие моменты, просто остановитесь, а еще лучше лягте на диван и ничего не делайте. Поверьте, очень скоро ваше внимание найдет интерес: это будет кино, муха на потолке, прогулка, посиделки в баре с друзьями или что-нибудь еще. Вы, конечно, можете считать эти интересы глупыми, но есть факт – сейчас они для вас важны. Поэтому иногда бывает лучшим выходом удовлетворить их в первую очередь, теме самым снизив напряженность от «важной и основной» деятельности.

    Подведем итог: Чтобы найти новый интерес, нужно его не в голове искать или тренингах, а снаружи – заниматься различной деятельностью и наблюдать за своими ощущениями. Но, даже не ища что-то новое, у человека всегда куча интересов, чтобы их обнаружить достаточно просто остановиться, немного «выпасть» из реальности и сосредоточиться на ощущениях «чего я хочу», не отметая даже самые глупые и абсурдные варианты.

    ЭТАП 3 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ

    Мы с вами разобрались, как обнаружить интерес, теперь же самое время углубиться в это понятие, разобрать подробнее его значение и цели. Если кратко, интерес – это мотивационная составляющая для ценностной деятельности или деятельности, направленной на удовлетворение определенной потребности.

    Если интерес существует только до момента удовлетворения, то он, в качестве мотивационного инструмента обслуживает потребность. Если же его интенсивность снижается, но не исчезает – имеет место ценностный подход к деятельности, то есть человеку становиться важен и интересен сам процесс деятельности, а не только конечный продукт.

    Пример: Василий и Петр работают программистами в офисе, Василию интересна не работа (для него не ценностная деятельность), а лишь зарплата (потребность) – его активность направлена лишь на выполнение базовых задач для получения зарплаты, соответственно, его интерес к деятельности повышается к моменту выдачи зарплаты и резко пропадает после ее получения. Петру нравится сам процесс работы - для него деятельность программиста это ценность: он изучает дополнительный материал, берет дополнительные задания. Интерес, в случае Петра, является мотивацией для деятельности, а не конкретного исхода, поэтому он более постоянен и не имеет резких скачков.

    Ценность, в каком-то смысле можно назвать качественным развитием потребности, те она дает более долгосрочное и регулярное удовлетворение, но, при этом, не удовлетворив смежную потребность, развить ее в ценность крайне затруднительно.

    Для лучшего понимания приведу пример: для человека может быть важна еда как ценность (он гурман, ему нравиться изучать кухню и пробовать что-то новое), но что бы этим заниматься ему надо для начала удовлетворить свою потребность в еде (не голодать) – среди голодающих гурманов нет. Так же, как и нет просвещённых секс-гуру среди первокурсников физико-математического ВУЗа (вероятнее всего).

    Подведем итог: Пока вы не научитесь удовлетворять базовые потребности самостоятельно, вам будет очень сложно трансформировать их в ценности. Интерес, помимо мотивационной составляющей, является индикатором неудовлетворенных потребностей. То есть, обнаруживая интерес в той или иной сфере, мы можем определить, в чем мы испытываем потребность.

    ЭТАП 4 – ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАНИЙ

    На предыдущих этапах мы научились обнаруживать интерес и, как минимум, предполагать стоящую за ним потребность или ценность. Осознание вышеперечисленного позволяет лучше понимать свои чувства, но не дает достаточно информации для более эффективного удовлетворения потребностей.

    На этом этапе очень важно научится правильно определять ваши базовые потребности, так как именно они станут основой для формирования спектра желаний.

    Так же очень важно отличать потребности от желаний – различные желания могут обслуживать одну и ту же потребность, что позволяет более разнообразными способами удовлетворить оную.

    Пример: Василий и Петр обнаружили, что им важны «пятничные» походы в клуб. Но Петр сообразил, что за желанием ходить в клуб стоит потребность в общении. Соответственно, на базе нового открытия, Петр сформировал расширенную группу желаний, удовлетворяющих эту потребность – походы в лес, в гости, дискуссионные клубы. Василий же обнаружил за желанием «ходить в клубы» потребность в отдыхе и расслаблении, а эту же потребность может обслуживать множество других желаний: йога, медитация, походы в бассейн, массаж и т.д.

    ЭТАП 5 – ВЫБОР СТРАТЕГИИ

    Мы нашли интерес, раскрыли потребность и даже определили направления, с помощью которых ее можно удовлетворить, так что пора приступать к непосредственной деятельности. Хотя постойте: видеть цель и знать, как к ней прийти – совершенно разные вещи. Именно поэтому время выбрать стратегию.

    Здесь ничего сложного – вся воля вашей фантазии и опыту. Методом проб и ошибок, так сказать. Однако хочу предостеречь: если вы дошли до этого этапа и выбрали желание, реализация которого, с точки зрения ваших возможностей и здравого смысла, утопична, вы рискуете застрять на этом и вместо успеха заработать разочарование. Помните: потребностей гораздо меньше, чем способов их удовлетворить, лучше выбирать наиболее рациональные и доступные желания для удовлетворения ваших потребностей.

    ЭТАП 6 – АКТИВАЦИЯ, ПРОЦЕСС И ИТОГ

    С подготовкой мы закончили: цель ясна, рельсы проложены. Самое время заявить себе о начале активной фазы – простая речевая инструкция достаточно полезна для обозначения точки, разделяющей подготовку и начало активных действий.

    В процессе претворения плана всегда следуют помнить о сформированной вами структуре и осознавать ее – в этом и заключается волевое усилие (воля) – это не умение «терпеть и превозмогать», это навык формирования и осознания поставленной цели, ее важности и способа достижения ее.

    На этом этапе можно обнаружить несостоятельность стратегии, неточность в определении потребности или неуместность желания – ничего страшного, вы всегда можете сделать пару шагов назад и попробовать что-нибудь другое, более эффективное и удачное.

    И, кстати, независимо от результата вы будете в плюсе, так как даже при неблагоприятном исходе вы получите опыт, который поможет вам в будущем принимать более эффективные решения. Не болейте.

    Автор: Александр Поршнев
     
    Zist, dron9741, Cool-Belka и 2 другим нравится это.
Загрузка...
Похожие темы - Не знаю чего
  1. Дон Карлеоне
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    123
  2. Nellin
    Ответов:
    27
    Просмотров:
    1.445
  3. Алkеха
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    195
  4. Дон Карлеоне
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    219
  5. dron9741
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    360
  6. Nellin
    Ответов:
    2
    Просмотров:
    514
  7. авпввп
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    467